Добро пожаловать на  19.12.2017 г., 00:18

«Белые пятна украинского искусства» или «Миссия не забыть»

Преемственность культурной традиции в Украине в результате советского террора было прервано.

Поэтому немало выдающихся фигур неизвестны или забытыми в современной Украине, пишет robotazp.com.ua. О необходимости реанимировать культурную память, о знаковых имена украинского искусства в мировом контексте «Вголосу» рассказывает искусствовед, проректор по научной работе Львовской национальной академии искусств, доцент Роман Яцив.

Алексей Грищенко Алексей Грищенко

Роман, расскажите о том, как удалось выжить украинской культуре, когда в течение половины века (от 1930 до 1980 лет) на нее оказывали постоянное давление и попытки в корне уничтожить?

Все мои усилия за последние 30 лет было направлено на то, чтобы сделать соединительный мостик между традицией высокого, элитарного искусства и современностью. Когда я начинал работу в этой области искусствоведения, было множество запрещенных тем. Работать оказалось очень непросто. Мне даже приходилось подписывать в спецфонде библиотеки документы, что я обязуюсь полученную информацию нигде не обнародовать. Однако мой покойный отец, который также преподавал в Академии искусств, мотивировал меня основательно заниматься этой темой.

Мои тогдашние находки превзошли все ожидания. Это целый анклав межвоенного времени, уже потом перенесся в диаспору. Культурную преемственность было действительно прервано в очень грубый способ советской властью, многие элементы традиции высокого искусства было потеряно и несколько перенесено в другой контекст.

Украинцы, которые оказались в Нью-Йорке или Торонто сразу после лагерей, не могли наверстывать художественный процесс, потому что необходимо было заниматься элементарными бытовыми делами: кормить семьи, адаптироваться. Святослав Гординский, Эдвард Козак рассказывали мне о том, что они были вынуждены по ночам изучать: учиться языку, профессиональных предметов, а по вечерам мыть посуду в ресторанах, кто разгружал вагоны. Очень сложную жизнь было. Следовательно, очевидно, что этот пафос создания новых качеств искусства было несколько приторможено в тех местах расселения по миру, но уже потом он в новом качестве в лице многих художников, немного младшего поколения, начал развиваться.

То, что происходило уже в 40-50-60 годах, стало очень важным опытом, который сохранял имидж украинской культуры в мире, ведь здесь, на родных землях, была идеология. Интересными самодостаточными индивидуальностями, которые не потеряли достоинство и не шли на конъюнктуру, были Роман Сельский, Карл Звиринский и еще много художников европейского подготовки, которые для львовского среды стали носителями критериев свободных творческих исканий.

В то время украинство вне Родины расстроилось в различные структуры, организации, объединения. В середине 50-х годов было создано Объединение художников Украинской в Америке, туда входил, в частности, Александр Архипенко. Это дало возможность сохранять и определенную линию развития украинской художественной традиции. Ту линию, которая была характерна для Ассоциации независимых украинских художников как наиболее авторитетной и наиболее мощной украинской организации межвоенного времени. В 1931 году, закладывая эту организацию, художники считали целесообразным создать именно во Львове ключевой центр функционирования украинской художественной культуры. Потому что в Харькове, Киеве основать его в то время было невозможно.

Украинские художники создавали культурные центры и за рубежом. В частности, разнообразные ситуативные кружки действовали в Париже, однако не имели постоянной организации. Более организованными были Украинцы в Варшаве, где в 1927 году основали кружок «Спокойствие». В 1930 в Кракове начал свою деятельность кружок «Зарево». В 1923 году в Праге начала свою деятельность Украинская Студия пластического искусства Дмитрия Антоновича. Также Украинская художественная среда действовало в Берлине, где функционировал Украинский научный институт, в рамках которого организовывали выставки. Фактически координатором всех этих процессов Львов и Ассоциация независимых украинских художников. Эта ассоциация имела высокий имидж в европейском и мировом контексте.

Членами ассоциации были Михаил Андриенко-Нечитайло (сейчас на мировых аукционах его полотна очень ценными), Алексей Грищенко, основатель группы «Бубновый валет» в Москве. Художник стал одним из главных колористов во Франции. Во всех галереях, где экспонировались такие именитые индивидуальности, как Гоген, Матисс, Сезанн и уже позже Пикассо, выставлялся и Грищенко.

Алексей Грищенко

Когда в Украину вернулась независимость, государственность - культуре на что опереться, ведь в украинской диаспоре функционировали жизнедеятельные среды, которые делегировали украинском, что нужно брать на себя продолжение художественной традиции.

Алексей Грищенко

Во Львове 25 лет назад появилась организация «Клуб украинских художников», к которой я принадлежу. Задачей клуба стала организация выставок, различных мероприятий неформального характера, это была определенная альтернатива Союзе художников, которая во времена СССР была структурой с функцией идеологического контроля над художниками, в некоторых своих решениях действуя как «подразделение коммунистической партии». Не все, конечно, так было категорически с Союзом, но все же она больше выполняла запретную функцию, чем давала творческую свободу художникам.

Культурная нация должна очень внимательно всматриваться в свои культурные феномены и постоянно их пропагандировать. Мне кажется, что сейчас в Украине этот процесс нормально происходит, другое дело - мы недостаточно знаем о феноменах украинского искусства вне Родины. За 25 лет независимости не все имена дошли до нас, во всей полноте.

Роман, кого бы Вы зачислили в так называемых «белых пятен» украинской искусства?

Таких фигур в истории украинского искусства до сих пор остается немало, внимание не недостаточность квалифицированного научного осмысления сложных эстетических явлений творчества. Мировое значение художников, о которых пойдет далее речь, заключается в высоком эквиваленте формообразующие открытий, авторских концепций этих художников, о чем не всегда можно прочитать в альбомных презентационных изданиях. Для современной ситуации в украинской культуре остается крайне актуальной проблема уровня профессиональной интерпретации феноменов культуры, чтобы активнее менять общественные вкусы в этой области из парадигмы «массовой культуры» на парадигму «высокого искусства». Понятно, что и те, и другие явления в современной культуре обречены на сосуществование, но менять пропорциональность их соотношений мы должны уже даже для того, чтобы избежать таких страшных ценностных деформаций, как это происходило при предыдущем политического режима в Украине.

Яков Гниздовский - одна из самых масштабных фигур украинского и американского искусства ХХ века. Выйдя из львовского среды в 30-годах, стал самодостаточным творцом, интегрировавшись в художественную среду Нью-Йорка. Там ему удалось сохранить свое лицо и определение национальной формы и вместе с тем стать носителем новых идей, которые были актуальны для американской культуры. Эти задачи смогла также реализовать и ряд других художников младшего поколения, которым удалось не банально, а по сути углубить пластическую форму, в которой выразились наши национальные чувства.

Яков Гниздовский

Произведения Гниздовского есть во всех ключевых музеях мира. Художник имел большой успех в Японии, Америке, Канаде, его виртуозность как дереворитника оценили очень высоко. Но Гниздовский - целая планета, он работал во многих направлениях. Много писал об искусстве, у него очень точно и проникновенно сформулированы оценки определенных проблем, характеристик художников, он анализировал выставки, писал проблемно-теоретические труды. Это наследство нам нужно обязательно обнародовать. Кроме того, те идеи живописи, которые сейчас подаются как новаторские, он проработал еще в конце 40-х - начале 50-х годов. Я для себя сам открывал то, как часто художники, сознательно или бессознательно, повторяли его композиции, «заимствуя» стилевые черты его искусства еще того далекого периода. Гниздовский также реализовался в керамике. Эта фигура действительно стоит внимания.

Василий Курилик. Канадский художник украинского происхождения, мощная величина в мировом искусстве. Автор, со средней художественной образованием достиг серьезных высот в понимании проблемы человека. Его самые циклы связаны с Евангелием. Работа «Страсти Христа» раскрывает художника как уникального теософа, потому что он писал на тему религии, также чрезвычайно тонкого интерпретатора Священного Писания. А в плане образного и формального решения художник имеет много параллелей с немецким Возрождением, с Питером Брейгелем, Иеронима Босха. Только то, что он свою методологию раскрыл в постмодерном мире и его трактовки, понимание формы, человека в тех или иных нравственных, духовных коллизиях, является феноменальными.

Фигура Василия Курилика крайне важна для Украины, тем более, что очень много украинских семей лично зналося с ним, сохраняло его работы. А некоторые произведения, принадлежащие общественным музеям Канады, к сожалению, беспризорными и нуждаются в реставрации. Об этом рассказали мне местные коллеги. Определенные работы есть в очень угрожающем состоянии. Большинство полотен Курилика находится в канадских коллекционеров. Для престижности Украины Курилик должен вернуться, хотя бы в незначительной части оригиналов, ведь художник идентифицировал себя как Украинец.

Рон Костинюк. Канадский художник украинского происхождения. Это художник-абстракционист. Уникальная, интересная индивидуальность. Он развился в направлении постструктурализма. Взорувався на художников-конструктивистов 20-х годов, в частности на Пита Мондриана, Василия Ермилова. Костинюк по образованию биолог, но п завершению университета начал заниматься теорией искусства и работать с геометрическими формами. Его творчество прецизионные. В этом году во Львове состоится его выставка.

Аленка Гердан-Заклинских

Мой интерес фигурой танцовщицы Аленки Гердан-Заклинских началось с того момента, когда я прочитал его статью «Искусство-художник-произведение искусства». Я был ею просто поражен. Она провела столь глубокие параллели между явлениями: танцем, скульптурой, поэзией. Эти параллели были очень точными и одновременно высказанные очень простыми словами.

При всей драматичности своей жизни Лена Гердан-Заклинских поняла значение искусства и то, что в нем можно передать украинскую душу, характер, эмоцию. Она с молодого возраста, когда начала выступать, везде подчеркивала, что является Украинская, стремилась показать украинскую стихию в образах нимфы, Ярославны. По методологии выразительных, экспрессивного танца пыталась показать свою душу, свой характер, даже гуцульскую цветовую гамму, ритмы долин. Во время ее выступлений залы были заполнены. Это очень выразительная фигура украинской культуры.

Алексей (Александр) Грищенко - одна из самых мощных фигур европейского авангарда. Россияне зачислюють в список своих художников. Но Грищенко везде подчеркивал, что является украинским. Он учился в Московском училище архитектуры и живописи. В Париже достиг колоссальных успехов. Художник стал одним из главных колористов во Франции. Его произведения представили в наиболее престижных, культовых галереях, где экспонировались работы только светочей французской живописи. В том, как он понимал функцию цвета и фактуры в создании эмоционального живописного образа, ему почти не было равных. Грищенко оставил ряд беллетристических книг-воспоминаний, которые писал исключительно на украинском языке. Одно из таких изданий - «Мои встречи с французскими художниками» - действительно классикой украинской художественной мысли и источниковедения.

Василий Масютин. Россияне также считают одним из самых серьезных своих графиков первой половины ХХ века. Они оперируют данными, что он был лучшим офортистом в начале прошлого века во всей Российской империи. Масютин создал очень много циклов работ, которые раскрывали в символическом свете морально-этические деформации в обществе накануне и во время Первой мировой войны. Он был другом Александра Блока, иллюстрировал его издание. Впоследствии иммигрировал в Берлин, где очень сблизился с украинскими культурными кругами. Бывал во Львове. Здесь напечатано его украиноязычные книги. Масютин также интересен как и литератор мистификатор.

В 30-х годах создал серию работ, посвященных Голодомору в Украине, нарисовал несколько портретов Тараса Шевченко, создал серию медалей выдающихся деятелей украинской культуры. В Берлине после Второй мировой войны Масютин умирал фактически без средств к существованию, так как его обвиняли в коллаборантству с немцами, закидывая, что он сблизился с украинскими националистами, а украинскими националистами называли и до сих пор называют некоторые российские шовинисты всех, кто занимался украинской литературой или украинским искусством .

Александр Архипенко. В 1908 году художник переехал в Париж, где создал среду художников и вошел Аполлинером, Сендраром, Браком, Модильяни. Уже первыми своими работами Архипенко указывал путь для возможности развития искусства на перспективу. Он учился в школе изобразительного искусства, правда, вскоре предпочел самообразованию, поскольку хотел работать в музеях. Поэтому самообразованием занимался в Лувре. В частности, его интересовали залы, где были экспонаты (художественные артефакты) из французских колоний. Работы примитивных культур в наибольшей степени подсказали ему, что такое форма, которая выражает определенную идею. Это были символы, выполненные людьми, которые верили в некое божество. Сама форма уже в своей структуре отражала определенную идею, в противовес даже импрессионистам, которые рисовали видимую сторону. Архипенко заинтересовала невидимая, метафизическая сторона. В этом измерении он создал уникальные работы.

Художник оставил бесценное сокровище для Украинской - «Теоретические заметки», работа является программной для украинского искусства, в ней Архипенко отметил о роли медитации в творчестве, о понятии космоса, об определенных универсалии, которыми он оперирует, в частности о ритме. Он сумел придать значение тем моментам, которые отражали его миропонимания как Украинский. Он не любил злоупотреблять понятием «национальное искусство». В свое время написал небольшую реплику для Иллариона Свенцицкого, директора Национального музея во Львове, о том, чем является в искусстве. По словам Архипенко, это бы «тоску спеть».

Александру Архипенко удалось это показать в новых качествах формы, когда он оперировал объемом и контробьемом. Значение его не переходящего, и он является одним из основателей современного мирового искусства. Часто молодые авторы хотят идти его путем и стилизуют под Архипенко, но сила Архипенко не в том, потому что стилизация была для него смертью.

Это лишь некоторые из художественных фигур, которые стоят особого внимания для того, чтобы современные Украинцы могли взять на вооружение их большой эстетический опыт и более убедительно утверждать украинскую национальную культуру в современном мир

Что имеет отношение

Comments
«Белые пятна украинского искусства» или «Миссия не забыть» | 0 Комментарии | Создать учётную запись
Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.

Подписаться на рассылку

Poll

Функции пользователя

Интересно

Новое на сайте

Сейчас на сайте

Поиск по сайту