Добро пожаловать на  14.08.2018 г., 20:47

Марьяна Савка: «Кому-то твои стихи могут стать ближе, чем тебе»

Ее стихи сотканы из богатой палитры чувств, которые способен переживать женское сердце.

В них переплетены трепет и энергия, открытость и недосказанность. И они всегда путешествием .. Путешествием, которую читатель осуществляет в себя, сопровождаемый образами и подсказками, которые закодировала автор в своем поэтическом сюжете.

Чувствительный «нерв» украинской поэзии Марьяна Савка делится своими соображениями о поэтических мастерской, вес слова, вспоминает, когда впервые почувствовала себя поэтессой и о том, как живут стихи после написания.

О влиянии актерского и театральной среды.

Молодежный влияние на меня имел театр Леся Курбаса и режиссер Владимир Кучинский, чрезвычайно загадочная личность и очень глубокая. Впоследствии знаковыми моментами стали встреча с Володимежем Станевським и с Юрием Ильенко.
Я присутствовала на первых съемочных днях ленты «Молитва за гетмана Мазепу», готовила материал для газеты «Поступ», который назывался «За что стоит убить Юрия Ильенко?». Ильенко произвел на меня колоссальное впечатление. Это был очень сильный человек. Когда умирал, говорят, что его сыновья подняли и он умер стоя. Это было его завещание, свидетельствующий, об удивительной мощь духа этого человека. Один из циклов в моей книге, посвященный Ильенко, он называется «Вакацийний синдром».

Момент, когда почувствовала себя поэтессой

Ощущение поэтической миссии ко мне пришло с осознанием силы слова, его воздействия. Это было на заре украинской независимости, когда я писала очень патриотическую лирику. Писала невероятно искренне. Помню, это был 1989 год. Я написала в стихах «спеленала к Тарасу Шевченко». Это стихотворение всколыхнул какую-то часть общества, ибо был напечатан в прессе и в диаспоре. Я читала его в огромный зал, зал театра «Березиль» в Тернополе, который был полностью заполнен людьми.

При чтении чувствовала, что «вибрируют», я стала невероятным резонатором. Это стихотворение читала так, как впоследствии никогда больше в жизни не читала ни поэзию. В какой-то момент зал поднялся и люди начали передавать сине-желтое полотнище. Это был экстаз. Это был тот момент, когда ты понимаешь, что слово обладает невероятной действие на людей.

Затем в период декаданса, девяностых годов, когда мы уже были постмоденистамы, а не украинскими патриотами, мы писали стихи под влиянием «Бу Ба Бу», с карнавальными мотивами. Это был период общественной депрессии, поэтому существовала необходимость переключиться на что-то другое.

Тогда радость и наслаждение от чтения своих стихов я получала во время первых фестивалей, которые в это время начали зарождаться. У меня присутствовало осознание себя на сцене как человека, который читает свою поэзию. Я начала слушать себя изнутри и получать удовольствие от этого «прослушивания». Тогда я очень боялась говорить с аудиторией, так говорила: я ничего не буду о себе, а почитаю стихи. Следовательно, вся моя отвага шла на чтение. В этот момент я себя почувствовала поэтом.

Когда я читаю стихи, то компенсирует то, чего не получила, не отдав свою жизнь театру. Поэтому я люблю перфомансы, люблю когда на сцене есть музыка.

О процессе написания стихов
Когда я пишу стихи, то получаю невероятное удовольствие. Какой способ любить себя может быть лучшим? Писание стихов невозможно ни с чем сравнить. Стихи - это действительно послание любви людям, нуждающимся. Но когда ты пишешь, ты об этом не думаешь. Ты можешь потом это трактовать, особенно, когда получаешь частные отзывы. Никогда не знаешь о чем пишешь. Я убеждена, что в нашем языке есть универсальные коды ценности и заложены сюжеты. Поэт просто в какой-то момент может найти этот ключ. Оно же приходит. Какой-то фразой, каким-то количеством слов и ты понимаешь к этому количеству слов следующими будут именно такие слова и ты осознаешь, что их невозможно поменять местами, потому что они именно так приходят.

Когда не пишу, я понимаю, что я не поэт, я в этот момент не пишу. Когда творю, что чувствую: так это он.

Жизнь стихов и их поиски адресатов

Стихи живут отдельной жизнью. После написания они путешествуют. С этого момента они уже не твои. И кому-то они становятся даже значительно ближе чем тебе. Мне часто доводится слышать на различных литературных чтениях и презентациях: как вы знали, что это стихотворение обо мне? Это как раз есть универсальные вещи, которые ты знать не можешь.

Я не люблю конструирования стихов. Я знаю, что есть писатели, которые так творят. Мне же проще не писать некоторое время, чтобы потом все же пришло, чем пытаться вытащить из себя что-то и сконструировать.

О пути стихов к читателям

Я думаю ни один писатель в Украине не может похвастаться тем, что дошел до своих читателей. Всех потенциальных людей, которые могли бы принять его слово за свое. Если бы существовали какие-то промоакции, вроде: прочитай стихотворение и станешь счастливым, - то возможно это сработало бы. Я думаю это была бы идеальная картина. Но я не уверена, есть ли в этом необходимость. Человек выбирает себе то, что ему нужно. И ее стихи ее находят.

Сейчас стихи находят людей в более простой способ. Скажем, через Интернет, различные блоги, социальные сети. Таким образом, заходя на определенный ресурс, ты видишь стихотворение и твоей спонтанной реакцией является стремление его прочитать. Таким образом стихи получили значительно большую аудиторию. Это также хороший способ получать новых читателей.

П.С. Поэзия не должна выходить стотысячными тиражами. Но люди читают, ждут поэзию и даже требуют.

пейнтбол

Comments
Марьяна Савка: «Кому-то твои стихи могут стать ближе, чем тебе» | 0 Комментарии | Создать учётную запись
Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.

Подписаться на рассылку

Poll

Функции пользователя

Интересно

Новое на сайте

Сейчас на сайте

Поиск по сайту