Добро пожаловать на  11.08.2020 г., 03:49

Бойчукизм. Часть первая

Они прославились на Осеннем салоне 1907 года в Париже.

Во время, когда критики были беспощадны к художникам, их творчество одобрительно оценил Гийом Аполлинер. Это искусство было новым и интересным для зрителя. Оно имело крепкие украинские корни. И несмотря на то, что фундаментом течения бойчукизму был византизм, бойчукисты представили миру новое художественное видение, совершенно отличное от предшественников и технически, и идейно. О бойчукизм, как выдающийся украинский художественное направление и культурную трагедию, о основоположника течения Михаила Бойчука Вголосу рассказывает искусствовед, доктор философии Ярослав Кравченко.

«Бойчукизм сформировался в Париже. Его основоположником стал Михаил Бойчук. Судьба художника была довольно интересной: с одной стороны - снисходительная, она делала ему интересные подарки, с другой - несколько раз отнеслась к нему как мачеха и, собственно, это отношение и закончилось 37-мым годом. (В 1937 году Михаила Бойчука расстреляли как буржуазного националиста, примечание Вголосу).

Если говорить о сюрпризах судьбы, то определяющим было то, что парень из глухого села Романовка, (которое, однако, на конец 19-го века мало «Просвещение», мощеную дорогу, уважаемые каменные) попадает на учебу во Львов в мастерскую выдающегося художника.

Это было так: учитель, который учил Бойчука, разглядев в нем задатки, написал в львовскую газету «Дело», что в Романовке очень талантливый парень и или кто-то из художников не хотел бы им проявить заботу. Во Львове эта информация попала на глаза Юлиану Панькевичу (художнику, которому принадлежала идея в конце 19 веке знационализуваты религиозные сюжеты, он изобразил Богородицу и Иисуса в вышиванках. Кстати, эта украинизация имела влияние на Бойчука).

Поэтому Панькевич вызвался взять Бойчука к себе. Таким образом парень попадает во Львов. Это было в 1897 году. Бойчуку тогда было 15 лет. В 1898 году он вступает как стипендиат НОШ в Краковскую академию искусств. Учится в Леона Вычулковский, одного из столпов польской живописи конца 19 века. Академию Бойчук закончил с серебряной медалью, в год его выпуска золотой медали никому не дали. Впоследствии Бойчук продолжит обучение в Мюнхенской академии, которая была довольно консервативным учреждением, что не очень импонировало парню. Однако обучение прерывает служба в армии. По ней Бойчук уговаривает своего мецената продлить ему стипендию не в Мюнхене, а в Париже.

Тогдашний Париж (начала 20 века) - это своеобразная Мекка для художника. Художники всех стран мечтали сюда попасть. Французская столица «кипела» от импрессионизма, постимпрессионизма, здесь все время рождалось что-то новое, художественная жизнь бурлила. С одной стороны, имеем импрессионистов, ревизионистов, действовавшими технические эксперименты, здесь появляются: Тулуз Лотрек, Гоген, Ван Гог. Среда была настолько интересным, что молодежь мечтала сюда попасть.

В 1907 году Анри Матисс уже начинает фовизм, уже состоялось несколько выставок авангардного искусства, Пабло Пикало уже вывешивает своих «Авиньонских девушек», начинается период аналитического кубизма. Поэтому искусство авангарда имеет свои сдвиги.

В Париже Бойчук не изъявил желания вступать в АКДЕМИЯ искусств, он решил учиться в частной академии Рансон, в мастерской Поля Серюзье. Это был один из набистив (набисты - это группа художников, которые восхищались Гогеном и были его последователями).

В своих работах Серюзье исповедует такие художественные принципы как декоративность, определенный примитивизм, плоскостность. В этой академии Михаил проявляет себя достаточно активно как ученик и художник, который уже имеет за плечами Краковскую академию искусств, ряд икон, несколько портретов. Здесь он начинает формировать вокруг себя интересное среду. Первый с кем он дружит это Николай Касперович, выходец из Черниговской.

Оба молодых оказываются вместе в украинском обществе в Париже, которая была очень мощная. При этой общине действовал хор, и Бойчук вместе с Касперович были его участниками: произносили лекции по истории украинского искусства, занимались активной жизнью.

Оба художников поселились на Монпарнасе, на улице Campagne Premiere. Здесь они организовали свое ателье. Дверь в дверь с ними жили три барышни полячки, приехавших из Петербурга. Это были София Сегно, София Налепинська и София Бодуэн де Куртен. Каждая из девушек происходила из аристократической семьи. Эти три барышни, которые прошли школу известного польско-русского импрессиониста Ционглинського в Петербурге также начали посещать академию Рансон. Вскоре компания Михаила Бойчука, Николая Касперовича, трех Софии, в которой еще присоединяются Иосиф Пеленский Евгений Бачинский, Елена Шраммувна и Янина Леваковська, создают свой художественный центр. Центральной фигурой и лидером этой ячейки становится Михаил Бойчук.

Он привлекает коллектив идеей нового искусства, которое можно было бы создать на базе старого. Группа, которую он сформировал получила название «Восстановление византийского искусства». Основой выступает византизм, который прошел через Украину, через древнеукраинский церковь, а позже трансформировался в барокко. Бойчук сориентировался, что на фоне всеобщего увлечения масляной живописью, обращение к технике темперы будет интересным, оригинальным и нетрадиционным.

Художники сами изготавливали кисти, строганной доски, покрывали их левкасом, готовили краски. Поскольку это было восстановление византизма, оно происходило через призму украинства. Бойчук сумел заинтересовать этих польских дам украинцами. На фоне этого даже разгорелся скандал, сельский мужик вдруг закрутил головы трем барышням аристократки.

Несмотря на это молодые люди во главе с Михаилом Бойчуком, которых Гийом Аполлинер окрестил неовизантстамы, в 1907 году на «Осеннем салоне» выставила в «Гранд Паласе» свои работы.

В то время в газетах писали, что их произведения очень отличались от остальных представленных полотен. Это дало художникам толчок к идее создания византийского монументализму, идеи коллективности. Поэтому в апреле 1910 на «Салоне независимых» было выставлено 18 коллективных работ. Пресса много о них писала. С одобрительными отзывами выступил и Гийом Аполлинер, к мнению которого прислушивались в художественной среде.

Поэтому молодые художники достигли определенного уровня славы, им предложили стать членами международного Союза художников и писателей. Собственно, это стало началом нового стилевого направления, назвали неовизантизм. Уже в поздних описаниях, воспоминаниях Бойчука прозвучало, что неовизантизм - это лишь срок для легкого понимания. «В конце мы имеем на это право, у себя дома мы називатимемось иначе», - говорил тогда художник.

Идея неовизантизму была идеей национального искусства, идеей воссоздания конкретного украинского искусства. Интересным было то, что Бойчуку удалось украинизировать всю эту компанию: одних больше, других меньше. Но он их украинизировал своим творчеством, своей юношеской педагогической деятельностью и своей харизматичной личностью.

шины для погрузчиков

Comments
Бойчукизм. Часть первая | 0 Комментарии | Создать учётную запись
Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.

Подписаться на рассылку

Poll

Функции пользователя

Интересно

Новое на сайте

Сейчас на сайте

Поиск по сайту