Добро пожаловать на  21.10.2017 г., 13:29

Выводя лики святых

Это не просто красивые картины, выведены ловкой рукой мастера.

За строгими чертами их лиц каждый из нас видит что-то больше, выше, светлее. Как сегодня пишут иконы, за счет чего достигается такой эффект - чтобы расспросить об этом, мы напросились в гости к известному на Прикарпатье, и не только, иконописца Михаила Халака.

Те, что не сожжены

Олешив - небольшое село в Тлумацком районе, от областного центра добираемся минут за двадцать. Уже на остановке встречает Михаил Халак и востока предупреждает - говорить будем о иконы, а не о нем.

Пару минут и уже возле дома - простая, маленькая, всего две комнаты. В первой печка, низкий столик, диван и мольберт, на котором недописанная икона Богородицы. Во второй - большая кровать, стол, шкаф и немало образов, как древних, так и только что написанных.

«Это делаю иконостас для итальянской церкви, - объясняет господин Михаил, указывая на новые иконы. - Вот Богородица, Иисус, а это Благовещения на райские двери ... У меня их еще лаком покрыть. Оно вообще-то не желательно, но если пальцем потянуть, то на золотые следует останется. А наши женщины иногда любят порошка даты и так мыть ».

Но больше здесь все же старых работ. Мужчина объясняет, что собирает их годами. И здесь еще не все. Многие остались в духовной семинарии в Ивано-Франковске, где была его мастерская. Сейчас там перестановки, то перебрался в село. «Как работаю по церквам, то люди все старое курят, говорят, что нельзя, чтобы такие вещи валялись под ногами, - рассказывает мастер. - Так я выпрашиваю ». Извлекает из тупика небольшие старые колонны, им лет этак по 300 будет. А вот и фрагменты резьбы. «Очень хорошие образцы для работы, - как ласкает их руками художник. - Все это с дерева деланно. Представьте, тогда шлифовали хвощом, поскольку не было наждачной бумаги. Не то что теперь, даже закладывают программу к компьютеру и все штампуют ».

Показывает рукой на старую икону Богородицы с Иисусом, который выставлен на шкаф. «Присмотритесь хорошо, видите - в Иисуса три руки», - тихо улыбается Михаил. И действительно. Это очень старая икона, объясняет он, его перерисовывали. Когда в церквях освещали свечами, те коптили, вплоть тук становился на иконах. И вместо того, чтобы почистить, это взяли и просто закрасили, а сверху нарисовали новую. «Нарисовали на скорую руку, даже по мазках видно, - говорит мужчина, - я ее счищаю. Так же у нас в селе такой иконостас был ... А лет эдак 20 назад взяли и просто зарисовали. За пять минут. А теперь, чтобы это все снять, надо кучу денег и годы времени ».
Здесь нет авторов

Немного поговорив о судьбе древних икон, возвращается к более оптимистичной темы - написание новых. Хотя господин Михаил сразу исправляет - иконы не пишут новые, а копируют со старых. Впрочем, всякие бывают случаи. Но подписи на них никогда не ставят.

Сейчас господин Михаил работает над копией Владимирской иконы Божией Матери. Именно она стоит незавершенным на мольберте. «Настоящая ее название не Владимирская, а Вышгородская, - рассказывает Халак. - Она старая на Руси, говорят, что привезли ее из Константинополя. Но когда Боголюбский напал на Киев, то украл ее. Сейчас она в Третьяковской галерее ».

«Для начала берется дерево - липа, - начинает свой рассказ иконописец. - Может быть и кипарис, но его у нас нет. Затем делается ковчег, ямка такая. Наклеивается тонкое полотно, оно работает как арматура. А дальше левкас - клей, олифа и мел - им основан по 4-5 раз. Его надо идеально отшлифовать, ибо если где-то будет хоть какая-то неровность, то на золоте будет очень видно ».

Иконы покрывают таки настоящим золотом. Господин Михаил вытаскивает тоненькую тетрадь, между листьями которого и спрятано то же золото - тонюсенькие пластинки. «Накладываются, а затем кистью снимается все лишнее, - объясняет он. - Золото на иконах символизирует небесное Царство ».

«Икона - это как окно в небо, - разъясняет он. - Не надо видеть рисунок на доске. Она должна быть «прозрачна», как окно. Смотрите через него, а там видите природу. Так и через икону видим небо. Вот чем отличается икона от образа? На образе отражаете фигура как живого человека. А икона отражает духовный мир, небесный, и фигуры там рисуют уже по-другому, по своим канонам. Лицо вытянутое, нос тонкий, рот маленький, глаза велики. Цвета сдержанные. Одежда Богородицы - всегда красная накидка и голубой низ, а Иисуса - наоборот. Почему? Ибо он как Бог пришел к нам и вдов на себя земное, а она наоборот ».

Господин Михаил долго показывает написанные им иконы: кипы фотографий - церкви по всему Прикарпатье, Тернопольской, Италии, Голландии ...

«Вот запрестольная икона в церкви села Подолье, что в Тернопольской области, - показывая на фото, объясняет он. - Здесь 61 человек, все святые украинского народа. Это моя авторская икона. Это и есть тот случай, когда обстоятельства заставляют придумывать свои иконы. Но все же каноны для них неизменны ».
Простая светский человек

«Знаете, иногда о той или иной иконе говорится, что она чудотворная, исцеляет людей, - рассказывает Михаил. - Чтобы она стала такой, монахи брали зернышко и выращивали из него дерево. Не знаю, правда, мне так рассказывали. С постом и молитвой то дерево росло. Из него делали доску. И уже на ней, так же с постом и молитвой, писали икону. А я просто светский человек, как вы, и все остальные. И, конечно, так не придерживаюсь всех традиций. Но не курю, не пью и стараюсь все перед той работой помолиться, чтобы хоть немного очиститься ».

А рисует потому, что люди говорят, что хорошо получается. Поэтому видно это тот способ, которым ему дано прославлять Бога.

Господин Михаил даже немного погрузился в воспоминания. Говорит, что рисовал еще с детства. Папы не было, мама жила в городе, а здесь - в Олеши с бабушкой, то был «свободным человеком», много времени проводил на природе и так рисовал. В художественную школу не ходил, потому что даже не знал, что такое. А когда узнал, то был уже стар к той школы.

Отслужил в армии - в Германии, пытался поступить во Львов, чтобы учиться на художественном, не взяли, своим хватало. Так оставалось учиться самостоятельно. Ходил в пединститут на уроки в известных художников Михаила Фиголя и Николая Бильчука. Далее - «народный университет» в Москве, именно так его называет сам господин Михаил, факультет станковой живописи и графики. Им высылал свои работы, а обратно получал рецензии.

А вообще учился всего сам, день за днем. «И долго на то времени надо, - говорит Халак. - Потому что иногда приходят и просят - научите меня рисовать. А разве то за день сделаешь? ». Хотя имеет господин Михаил же одного ученика - сына Тараса. «Он еще лучше меня рисует, - с гордостью говорит мастер. - Бывает, что вместе работаем над иконостасами. Так он мне ошибку покажет, я ему ».

В этом доме, наполненном иконами, время словно замирает. НЕ опомнились, как уже надо прощаться. Многие услышали, многие увидели ... Суть икон? А разве ее достигнешь? Точно знали одно - в этой простой комнате, руками этого простого человека творится что-то светлое, чистое.

Comments
Выводя лики святых | 0 Комментарии | Создать учётную запись
Следующие комментарии принадлежат тем, кто их опубликовал. Этот сайт не несёт ответственности за содержание комментариев.

Подписаться на рассылку

Poll

Функции пользователя

Интересно

Новое на сайте

Сейчас на сайте

Поиск по сайту